ГлавнаяИнформационная безопасностьПедагогическим работникам

Педагогическим работникам

Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся (воспитанников)


1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.

2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.

3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.

4. Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.

5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.

6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.

7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.

8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.

9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.

10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.

11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.



Какую информацию относят к персональным данным?



К персональным данным относят любую информацию, по которой можно понять, о ком идет речь. Например, Ф. И. О., паспортные данные, место жительства, место регистрации и т. д. По сути к персональным данным можно отнести любую совокупность информации о человеке. Однако не всякая совокупность позволяет определить конкретное физическое лицо. В связи с этим существует понятие обезличивания. Так, если речь идет о «директоре школы» либо «жителе села N», этих сведений недостаточно, чтобы понять, к кому они относятся.



Чьи персональные данные используют в школе
В школе обрабатывают персональные данные:

учащихся (воспитанников – при наличии интерната);
педагогических и других работников;
родителей (законных представителей);
физических лиц, выполняющих работы по договорам подряда, оказывающих услуги.
Школа получает персональные данные учащихся, которые содержатся в документах, предъявляемых при приеме:

фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии);
дата и место рождения;
адрес места жительства.
Кроме того, персональные данные о ребенке содержатся в (ст. 23 Закона № 143-ФЗ), в свидетельстве о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории (или документе, содержащем такие сведения), в рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.



Надо ли получать согласие

Согласие на обработку персональных данных по трудовому договору с работником и любым другим договорам получать не нужно (п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

Без согласия можно обрабатывать любые статистические или обезличенные данные (п. 9 ч. 1 ст. 6 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

Минобрнауки России указывает на то, что согласие на обработку персональных данных детей и родителей при приеме брать необходимо (п. 13 Порядка приема).

Кто и в какой форме дает согласие

Согласие на обработку данных дает сам субъект – физическое лицо (ч. 1 ст. 9 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).

Согласие на обработку данных несовершеннолетнего в силу его недееспособности дает один из родителей (ч. 6 ст. 9 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).



Что делать, если согласие отзывают

Если субъект отозвал согласие на обработку персональных данных, то по общему правилу обработку надо прекратить и данные удалить. Например, если родитель потребовал удалить фото с сайта школы, то удалите.

Продолжить обработку персональных данных, несмотря на имеющийся отзыв, можно, если:

есть решение суда, акт судебного пристава-исполнителя;
данные обрабатываются в целях предоставления государственной (муниципальной) услуги, например, продолжать обрабатывать данные можно государственной (муниципальной) школе в объеме, необходимом для оказания такой услуги;
данные представлены по договору, например, по договору по оказанию образовательной услуги;
есть основания срочного медицинского вмешательства (если получение согласия невозможно из-за физического состояния);
данные подлежат обязательному раскрытию в силу закона.


Обрабатывает ли школа биометрию

Необходимости обработки биометрических данных у школы нет. Такие данные всегда обрабатывают с согласия субъекта персональных данных. Поэтому при создании любых автоматизированных информационных систем, например систем контроля и управления доступом, всегда рассматривайте вопрос о снижении рисков и об исключении обработки биометрии. Так, современные системы не обрабатывают биометрию, а используют другие данные для идентификации.

Не являются обработкой биометрических данных случаи обработки:

информации с видеокамер, которые не позволяют полностью идентифицировать запечатленного на них человека;
данных отсканированного документа;
данных ксерокопированных документов;
любых фотографий;
почерка.


Что могут потребовать родители, работники и иные субъекты в отношении своих персональных данных

Все субъекты персональных данных могут:

обратиться с запросом о том, какие их данные обрабатывает школа (ст. 14 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ);
попросить уточнить данные о себе или ребенке;
обратиться с жалобой в ГИТ, Роскомнадзор, суд, прокуратуру о нарушении права (ст. 17 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ).


Каковы сроки хранения персональных данных

Храните персональные данные не дольше, чем этого требуют цели (ч. 7 ст. 5 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ). После достижения целей данные уничтожьте либо обезличьте, как только перестала существовать цель обработки персональных данных (например, уволился работник, учащийся закончил школу, отчислен и т. п.).

Если сроки хранения установлены законодательством либо возможность такая предусмотрена договором, то данные хранят в течение установленного срока. Так, статьей 230 Трудового кодекса РФ установлены сроки хранения актов о несчастном случае на производстве и материалов расследований, статьей 23 Налогового кодекса РФ – сроки хранения документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, документов, подтверждающих полученные доходы и расходы.

Чтобы определить, какие данные надо хранить, а какие нет, ознакомьтесь с перечнем документов в номенклатуре дел. Именно этот документ в школе ориентирует на сроки хранения, которые установлены законодательством.

Интернет-ресурсы для педагогических работников:

www.fid.su/projects/deti-v-internete сайт Фонда Развития Интернет.
content-filtering.ru/ сайт «Ваш личный интернет», советы, рекомендации для детей и родителей по безопасной работе в Интернет.
www.ligainternet.ru/ Лиги безопасного Интернета.
ppt4web.ru/informatika/bezopasnyjj-internet.html презентации о безопасном Интернете.
www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx сайт Центра безопасности Майкрософт.
www.saferunet.org/children/ Центр безопасности Интернета в России.
edu.tatar.ru/upload/images/files/909_029 Orangepdf Безопасно и просто: родительский контроль. — Буклет
Урок в 9–10 классах. Профилактика интернет-зависимости «Будущее начинается сегодня» festival.1september.ru/articles/612789/ Материал разработан для учащихся 9-11 классов, но может модифицироваться и для учащихся среднего звена школы.
Материалы (буклет, презентация и текст) для бесед профилактике игровой и интернет-зависимости у детей и подростков на сайте Министерства образования и науки Республики Татарстан:
www.nachalka.com/node/950 Видео «Развлечение и безопасность в Интернете»
i-deti.org/ портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы
сетевичок.рф/ сайт для детей — обучение и онлайн-консультирование по вопросам кибербезопасности сетевой безопасности
www.igra-internet.ru/ — онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им»
www.safe-internet.ru/ — сайт Ростелеком «Безопасноть детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам

Информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников

www.ligainternet.ru/news/ мероприятия Лиги безопасного интернета. Лига безопасного интернета — крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация, созданная для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети. Лига безопасного интернета была учреждена в 2011 году при поддержке Минкомсвязи РФ, МВД РФ, Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи женщин и детей. Попечительский совет Лиги возглавляет помощник Президента Российской Федерации Игорь Щеголев.

xn--b1afankxqj2c.xn--p1ai/partneram-o-proekte мероприятия проекта «Сетевичок». Проект представляет собой группу онлайн-мероприятий:

Международный квест по цифровой грамотности «Сетевичок», ориентированный на детей и подростков.
Национальная премия за заслуги компаний и организаций в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи «Премия Сетевичок»
Всероссийское исследование детей и подростков «Образ жизни российских подростков в сети».
Конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок»
Рекомендации парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве»: /rekomendacii.pdf